Уровень Бош
Скучные, как тот прошлогодний снег, едва прикрывший черную обожженную «землю» сцены, «приукрашенную» витками колючей проволоки, сдобренную граффити и странными видениями в ночном небе – декорации обошлись явно не в копеечку Королевской опере. Зато нынче менеджмент компании проявляет чудеса виртуозности, предлагая все возможные и невозможные скидки, чтобы продать билеты на оставшиеся восемь спектаклей из одиннадцати заявленных и как-то заполнить зал. Кстати, первое, что бросилось в глаза при входе в театр – какая-то непривычная для Ковент-Гардена немноголюдность — в холлах, в буфетах, и это — за двадцать минут до начала спектакля?
Может быть, один из критиков, посоветовавший публике «держаться подальше и тратить свои деньги на оперу где-то в другом месте», был слишком категоричен, но «притягивать за уши» легенды 16 века, придавая им якобы современную и актуальную концепцию, есть не что иное, как эстетическое уродство.
Да, жизнь – она рядом. Да, может быть, тревожные сцены с унижением солдатами заключенных ассоциируются с событиями недавних конфликтов! Вот вам реалии прошедшего воскресенья: взрывы в Каире, Стамбуле, в столице Сомали Могадишо. И те же картинки, что и на сцене! Наш современный мир – чуть ли не сплошная военная зона, но за этим ли мы идем в оперу?
Я допускаю, что режиссер претендовал на то, чтобы его постановку рассматривали как многозначительную и серьезную работу, а не просто как мелодраму, но как раз этой цели он и не достиг.
Опера началась... Уже отыграли первые две сцены, где мистический Трубадур признается в своей любви к Леоноре, где рассказывается история исчезновения младшего брата-младенца графа ди Луна и какую роль во всем этом сыграла старая цыганка, историю дочери которой нам еще предстоит узнать, а также лирическая сцена, где в темноте ночи Леонора обнимает не любимого, а ненавистного… Но подлинное драматическое начало истории ощущается с первой сцены второго акта, с цыганского лагеря, а по сути — с Азучены в исполнении Аниты Рачвелишвили.